Русская душа всегда непонятна чужеземным мудрецам....................

Как создавалась Русь и кто такие русские

После очередного всемирного потопа население Земли стало постепенно размножаться и, прежде всего, на землях с теплым климатом, богатых биологическими и другими природными ресурсами. По мере размножения и роста численности населения, возникновения конкуренции между разными этническими племенами сформировалась потребность в освоении и других, менее комфортных для жизни территорий. В 5 – 7 веках в процессе миграции славянские племена обосновались на территориях нынешней Восточной Европы, вдоль Днепра. Одно из племен выдвинулась в район озера Ильмень, осваивая территории Новгородской и Псковской областей. Однако в этих диких местах обитали также представители финно-угорских племен. В результате на территории от Днепра до Балтийского моря стали сосуществовать, враждовать, воевать и этнически смешиваться Чудь, Меря, Мурома, Мещера, Вятичи, Кривичи, Поляне, Древляне, Славяне и другие племена.
Подлинных исторических источников нет, но примерно в 8-9 веке предки современных скандинавов – отряды Викингов, Варягов, которые осуществляли разбойные набеги на англов и другие народы, стали терпеть поражения. Варяги – выходцы из скандинавских племен, не нашедших себе применения на родине. Хорошие мореплаватели и выносливые воины, собираясь в воинственные отряды, они жили набегами на другие народы. Развитие городов – крепостей способствовало успешному отражению набегов воинственных дружин Варягов. Поэтому они начали искать более легкую в военном отношении добычу в других землях. Один из отрядов Варягов, возможно именовавших себя Русью, под предводительством Рюрика вторгся в район Ильмень озера. Местные племена, разобщенные междоусобицами, не смогли оказать Руси действенного сопротивления, поэтому были вынуждены покориться профессиональной военной дружине. Есть версия, что Рюрика пригласил вождь одного из местных племен по имени Гостомысл наводить порядок, но это маловероятно. Скорее всего, не встретив серьезного сопротивления, отряд Русь во главе с Рюриком обосновался в Новгороде, а его братья Синеус и Трувор правили в других городах. Поскольку Варяги не брали в походы женщин, а представительницы прекрасного пола местных племен были весьма привлекательны, между Русью и местным красавицами стали образовываться смешанные браки и рождаться первые русские дети. Видимо эти дети стали первыми говорить на русском языке, смешанном из славянских, финских, скандинавских, угорских и других наречий. У Рюрика тоже родился сын Ингвард, по-русски Игорь.
Укрепившись в Новгороде, Рюрик посылает отряд во главе с дружинниками Аскольдом и Диром пройти путь из Варяг в Греки (из Скандинавии в Византию). Из исторических источников известно, что отряды Викингов добирались до Константинополя и нанимались служить в войсках правителей Византийской империи. Благополучно спустившись в низ по Днепру, и не встретив на своем пути серьезного сопротивления местных угро-финских и славянских племен Аскольд и Дир остановились в районе Киева. Захватив Киев, убив местного вождя Кия, покорив проживавшее здесь племя, они обосновались в этой красивой и благодатной местности и стали там править.
После смерти Рюрика, его брат Ольгерд (Олег) вместе с малолетним Ингвардом (Игорем), не дождавшись вестей от Аскольда и Дира, предприняли новый поход. Добравшись до Киева, они выявили измену Аскольда и Дира, самостоятельно правивших в Киеве, и во время переговоров убили их. Захватив Киев, Олег стал там княжить. С этого времени начинает формироваться Киево-Новгородская Русь как процесс покорения и объединения полян, древлян, угров, мещеры, чуди, муромы, кривичей, вятичей и других славянских и угро-финских племен. Покорение племен сопровождается их этническим смешением, формированием русского языка. Военные походы Руси на Константинополь, войны с еще непокоренными племенами и соседними народами Половцами, Печенегами, Хазарами, формируют экономику и государственное устройство Киво-Новгородского княжества.
Укрепившись в Киеве, Олег организует военный поход на Византию, и водружает свой щит на врата Царьграда. Не желая воевать, правители Византии откупаются от напавших на них варваров и заключают с Олегом мирный договор. В нем впервые официально отряды Олега именуются Русью. Что бы привлечь на свою сторону воинственного соседа и теснее привлечь к себе Русь, Византия посылает в земли западных славян и на Русь монахов Кирилла и Мифодия. Они, ведя разведывательную, дипломатическую и просветительскую работу, внедряют в русский обиход кириллицу – алфавит русского языка, тем самым ненасильственно, культурно присоединяют Русь к Византии.
Покорением и объединением славянских, финно-угорских и других племен активно занимался впоследствии князь Игорь, а после его гибели от рук Древлян, его жена Ольга, представительница одного из племен, проживавших между Новгородом и Псковом. Известно, что древляне убили Игоря за то, что он слишком часто, по их мнению, приезжал за данью. Ольга жестоко отомстила древлянам, заживо закопав несколько делегаций во главе с их правителем, а затем сожгла их столицу Коростень. Неизвестно как вели себя другие племена, например Муромы. Известно только, что русский богатырь Илья Муромец из деревни Карачарово племени Мурома успешно воевал на стороне Черниговского и вероятно Киевского князей.
В дальнейшем раздробленная на мелкие княжества Русь жестоко враждовала не только с соседями, но и между собой. История изобилует описаниями войн между русскими князьями – братьями, близкими и дальними родственниками, которые возглавляли местные дружины и племена, населявшие эту территорию. Жестокость междоусобных войн свидетельствует о том, что люди из различных племен не ощущали себя единым русским народом. Национальное объединение основывалось на крови в прямом и переносном смысле.
Важную роль в объединение Руси сыграло принятие христианства по Византийскому обряду. К сожалению, русские князья выбрали религию государства, ослабленного роскошной жизнью правителей и впоследствии исчезнувшего. Может быть по этому, или просто из-за склада ума правителей России, в истории и современности часто видны роскошные атрибуты свецкой и церковной власти, тогда как народ бедствует, а государство находится в упадке. Однако именно православная вера стала не только важнейшим атрибутом государственности России, но и одним из главных элементов национального самосознания русского народа.
Вторжения крестоносцев, татар, поляков и литовцев, собственные кровопролитные междоусобицы, упадок Киева, основание Владимиро-Суздальского и Московского княжества как новых центров Руси, покорение Твери, Новгорода, Рязани – все это формировало русский этнос из многочисленных местных племен, смешивающихся в кровавых войнах с другими народами под руководством потомков Варягов – князей.
Взятие Казани Иваном грозным, покорение Башкир и других народов Сибири дополнительно внесло в российский этнос национального разнообразия. Реформы Петра привели в Россию много талантливых иностранцев – немцев, французов, голландцев, англичан. По совету немца Франца Лефорта Петр первый, ранее именовавшийся князем Московским и всея Руси, стал называть подвластную ему территорию Россией. Так Русь превратилась в Россию, а позднее в Российскую империю от моря до моря, включая Прибалтику, Финляндию, Польшу, Среднюю Азию, Кавказ и Закавказье, Урал, Сибирь, Приморье, Дальний Восток и Курилы. Огромное число народов уживалось в Российской империи. Велико было влияние Западной Европы на правителей России. Может быть поэтому, ее столица Санкт-Петербург в своем названии имела лишь латинские и немецкие слова, что в переводе на русский язык означает город святого Петра.
Стоит ли еще доказывать, что русский народ смешан из угро-финских и славянских племен, скандинавов, татар, народов Сибири. Прибавьте к этому немцев, французов, евреев, поляков, кавказцев и даже темнокожих представителей африканских народов (Ганибал - А. С. Пушкин). Всех их объединил русский язык, христианская православная вера и тяжелые условия выживания на огромной территории. Алфавит, вера, архитектура храмов были заимствованы Русью вначале у Византии, а позднее Италии. Государственным устройством Руси и организацией вооруженных отрядов – дружин были непосредственно заняты Варяги и их потомки Князья. Этническую основу формирования русского народа заложили русские женщины – представительницы прекрасного пола местных славянских и финно-угорских племен. Необходимость выживания в сложных условиях сформировали специфический образ жизни, и оригинальный стереотип поведения Руси – русскую душу.
Очевидно, что чистокровных русских не бывает. Кто себя считает чистокровным русским, тот просто недостаточно исторически образован. Смешанный характер формирования русских объясняет их интернациональное поведение и, в тоже время, отсутствие национального единства. Но если признак крови не является определяющим, то с уверенностью можно определить русского человека по трем ключевым признакам: русский язык, православная вера и русская душа. Предлагаю следующую формулу определения русских: кто говорит и думает по-русски, имеет русскую душу и хочет быть русским, исповедает православную веру, тот и является русским. Пожалуй, самое неоднозначное в этом определении это понятие русской души. То, что она есть, знают во всем мире. Что же это такое?
Русская душа это способность сопереживать боль других как свою, это доброта, граничащая с наивностью, это талант и лень, это зависть и бескорыстие, это удаль и размах, это смелость и рабское поклонение, это возвышенность и черствость. Короче говоря, русская душа это стереотип возвышенного, неоднозначного, нелогичного, чувственного, преобладающе эмоционального, а нерационального поведения. Русская душа это способность и потребность человека эмоционально воспринимать, интерпретировать действительность и действовать в эмоциональном возбуждении. Например, русские всегда долго запрягают, но быстро едут. И какой же русский не любит быстрой езды? Русские любят чудеса: скатерти самобранки, ковры самолеты и др. Русскому человеку нужна светлая мечта, большая любовь, подвиги героев, он готов на самопожертвование ради других, даже не очень близких, ему нужен размах и проявление удали молодецкой без меры и ограничений. Русским ближе творческий хаос, чем строгий порядок.
Кто же такие русские? Это формирующийся на основе финно-угорских, славянских, скандинавских, европейских, азиатских, кавказских племен, народностей, наций и народов, многочисленный, частично цивилизованный народ. Он говорит на русском языке, исповедует православную христианскую веру, преимущественно эмоционально, а нерационально воспринимает, объясняет и создает действительность. В Российской федерации живут и другие племена, народности, нации и народы. Которые за тысячелетнюю историю страны пока не ассимилировались, говорят на других языках, исповедают другие религии, имеют специфический уклад жизни, не обладают русской душой, ведет себя по-другому, не по-русски.
Как мурома, мещера, кривичи, вятичи и друге племена стали русским? На этот вопрос я ответил, а вот почему белорусы, украинцы, мордва, чуваши, татары, коми, ханты, манси и другие народы, народности и племена ими не стали? На это научного ответа пока нет. Может быть, процесс этногенеза еще находится только на своей ранней стадии, и молодой русский народ еще только формируется? В этой связи, важно осмыслить, понять и предложить эволюционный, мирный путь, способствующий формированию великого российского суреэтноса, при объединяющей роли русского самого многочисленного народа из всех народов России

Ю. В. Разовский

Православный Русский Дух
поэма
о Костроме и русской душе

Москва – Коломна – Константиново – Рязань – Боровск – Полотняный завод – Калуга – Таруса – Мелихово – Новый Быт – Ярославль – Кострома – Ростов Великий – Переславль Залесский – Юрьев Польский – Суздаль – Владимир – Москва

2007

Предисловие

Русская душа всегда непонятна чужеземным мудрецам. Но никто не попытался четко определить ее основные черты и в Отчестве. Что бы понять русскую душу мне потребовалось прожить в России более 40 лет и много наблюдать за соотечественниками, путешествовать, пережить со страной потрясения последних десятилетий. Последняя поездка по России по маршруту Москва – Коломна – Константиново – Рязань – Москва - Боровск – Полотняный завод – Калуга – Таруса – Мелихово – Новый Быт – Москва - Ярославль – Кострома – Ростов Великий – Переславль Залесский – Москва - Владимир – Суздаль – Юрьев Польский – Москва, подарила много новой информации и поэтическое вдохновение, которое воплотилось в поэму о Костроме и русской душе. Я отдаю себе отчет в том, что еще никому не удавалось разгадать тайну русской души. Тем интереснее было разобраться в этом сложном вопросе, как с научной точки зрения, так и с точки зрения эмоционально восприятия.
Первое мое стихотворение было написано в 1977 году и затем напечатано в сборнике лауреатов Всесоюзного конкурса молодых поэтов, организованного радиостанцией «Юность». Поэма «Православный Русский дух» является в моем уже 30 летнем творчестве своеобразным рубежом, итогом поэтического самовыражения. Выношу на суд читателей эмоционально-философское, поэтическое осмысление понятия «русская душа».

«Там русский дух, там Русью пахнет…»
Пушкин А. С.
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить!»
Тютчев Ф. И.
«…Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Есенин С. А.

«Много раз тебя пытали -
Быть России иль не быть:
Много раз в тебе пытались
Душу русскую убить…»
Ножкин М. И.
«Быть может в самый трудный час,
Россия вспомнит и про нас!»

Разовский Ю. В.

1
Я влюбился в Кострому!
Сам не знаю, почему?
Там великая река
Широка и глубока.
Перелески, пустыри,
Храмы и монастыри,
И приветливый народ
Бедно, праведно живет.
Вместе с Волгой Кострома
Вниз волну ведет сама,
Выплывает на простор,
Услаждая долгий взор,
И несет потоки в даль -
В них и радость и печаль.
Проплывают корабли
Из Московии - Земли,
В Нижний Новгород плывут,
Постоят немного тут.

2
В Костроме когда-то жил
И Отечеству служил
Михаил Романов-царь -
Православный государь:
Избран был на царский трон,
Твердо Русью правил он.
Раньше, в смутные года,
Брали наши города
Самозваные поляки,
И шныряли как собаки,
Учиняя всем урон,
И творя чужой закон.
Но герой - Сусанин Ваня
Спас парнишку, словно знамя
Спрятал Мишку в погребок,
И полякам невдомек,
Что завел народный мститель
Их на верную погибель
В дебри девственных лесов,
Заманил в болото «псов».
Сам погиб, но и поляки
Пали все в кровавой драке-
Не укрылся от солдат
К нам незваный супостат.

Дом Романов 300 лет
Сберегал страну от бед:
Крымский Хан, Султан турецкий,
Грозный Карл - правитель шведский,
Даже сам Наполеон
Шли на Русь со всех сторон.
Били недругов полки -
Костромские мужики!
Русь, как птица, вознеслась,
И врагам не поддалась!
Эсты, литы и поляки,
И другие забияки:
Шведы, турки, видно зря
Шли на русского царя,-
С пораженьем не смирились,
Но России покорились.
Пусть теперь они не злятся,
И войною не грозятся -
Кто с мечом на Русь пойдет,
От меча и сам падет!

3
В темном царстве яркий луч
Пробивает толщу туч.
Пьесы яркая картина:
Над обрывом Катерина -
Муж не любит, и она
Вся другим увлечена.
По щеке течет слеза,
За рекой гремит гроза!
Волга, Волга – мать родная,
Не видать конца и края!

Пела лучше, чем актриса -
Бесприданница Лариса,
Не досталась никому,-
Только Небу одному.
А возлюбленный Паратов,
Из Семьи аристократов,
Был с богатой обручен,
И конечно удручен,
Что порядком издержался:
С кораблем своим расстался.

В Костроме когда-то, где-то
Были схожие сюжеты,
Их Островский превознес,
И на сцену перенес.
Всех актеров лучший друг
Наш великий драматург
Москвичом был, нет сомненья,
Но еще купил именье
Во Щелыковском лесу,
Встретив девицу-красу:
Жить на лето там остался,
И тогда за сказку взялся.
Полон таен и чудес
Костромской дремучий лес:
Средь зверушек и людей
Правит царством Берендей.
Гриб над кочкою торчит,
Дятел в барабан стучит.
А кукушка на суку
Все кричит: ку-ку, ку-ку.
Лель на дудочке дудит -
Птицам песенку твердит,
Пролетев по небу круг,
Стаи двинулись на Юг.
В этом сказочном лесу
Встретишь дивную красу.
Точно знает весь народ -
Там Снегурочка живет.
Вся из снега и воды
Не заметила беды -
Полюбила Мизгиря,
И растаяла - паря…!
Тает лед, вскипает кровь -
В Костроме живет любовь!

4
Где-то, в Шаболовской глуши, -
Рисовал от всей души
Гений, среди знатоков -
Живописец Честняков.
Он философ и мыслитель,
Как Есенин был учитель,
Скульптор, график и поэт,
Жил в деревне много лет.
В Кологривском удаленьи
Он творил в уединеньи,
Воспевал крестьянский быт-
Незаслуженно забыт.
Угольками по холсту
Расписал он красоту:
Русский лес, дождем омытый,
И мечту о жизни сытой,
Сказки, праздники, обряды,
И крестьянские наряды.
Репин сам учил Ефима,
Но прошло ученье мимо
Революции, войны
И советской кутерьмы.
Был художник утопистом,
Но великим оптимистом -
Рисовал народный рай -
Костромской любимый край.

5.
Как живешь ты Кострома?
Все покрашены дома?
Есть дорога в Чухлому?
Я по карте не пойму.
Может быть, соврали бабы,
Что кругом одни ухабы?
Хватит пенсии старушки
На конфетки и на сушки?
Льном засеяны поля,
Или заросла земля
Диким лесом и травою,
И крапивой луговою?
Есть работа у ткачей -
Коренных костромичей?
А хватает им зарплаты
На штаны, и на заплаты?
Нынче газом топят печи,
Или жгут в потемках свечи?
Есть у школьников обед,
И бесплатный Интернет?
А родильные дома
Оснастила Кострома?
Как рождаются детишки-
Катьки, Таньки, Ваньки, Мишки?
А воришки и мздоимцы,
И другие проходимцы,
На миру пируют всласть,
И торопятся во власть?
А прекрасная природа
Во владении народа,
Или кучки богачей-
Золотых костромичей?
Есть в культуре мощь подъема,
Или пьют безбожно дома?
Человек простого званья
Приобщен к образованью?

Задают вопросы эти
Старцы, взрослые и дети,
Но решить их для России
Невозможно без Мессии,
И поскольку демократы,
Как известно, вороваты:
Трудно править без оков -
Многовато дураков.
И не в каждое селенье
Газ подходит, к сожаленью,
Не подключен Интернет,
И дорог почти что нет.
Чтоб России возродиться -
Надо Родиной гордиться,
Чтоб пропало отставанье -
Поднимать образованье,
Чтобы смуте не родиться -
Рентой стоит поделиться,
Чтобы все вернуть моря -
Выбрать нового царя!

6.
Полюбил я Кострому -
Может, знаю почему:
Неба синие разливы,
Волжских плесов переливы,
Цвет лугов, лесные дали
В Кострому меня позвали,
Притягательность церквей,
Строгий вид монастырей,
Яркий отблеск куполов,
Мерный звон колоколов,
Запах спелой земляники,
Вкус лисичек и черники,
Деревянные дома
В городишке Чухлома,
Люди, что зовутся Чудь,
Незлобивые ничуть,
И, конечно же, уха -
Волжской рыбки потроха,
Ювелирные творенья -
Мастеров произведенья,
Напряженный труд ткачей,
Скромный быт костромичей,
В небе радуги полоски,
Театральные подмостки,
В Храме Божьем - образа,
И Островского «Гроза».

7
Пролетая меж полей,
В душах селится людей
Русский дух непокорённый,
Свежим ветром напоённый.
Раскрываясь не спеша,
Дремлет русская душа:
Непонятна никому-
Только Богу одному:
Она - гордость и покорность,
Удальство, размах, задорность,
Беднота и мотовство,
Доброта и воровство.
Она - радость вдохновенья,
Черной зависти сомненья,
Верность, смелость, хаос, лень,
И томленье всякий день,
Вера в сказку, жажда чуда,
И разбитая посуда
После праздников хмельных
И застолий именных,
Коллективное моленье,
Темноты преодоленье,
Грандиозное стремленье,
И таланта озаренье.
Она вера в справедливость,
И природная сметливость,
Вера в светлую мечту,
И, конечно,- в красоту.

Чтобы страха избежать,-
А врагов в узде держать,
Чтобы Родиной гордиться-
Русский дух в душе хранится.

Точно знаю почему
Я влюбился в Кострому!
Не таясь, воскликну вслух:
«Там родился русский дух,
Русью пахнет вековою
Над старинной Костромою!»,
Разливаясь над страною,
Гордо веет над Москвою,
Жив, мятежен, не потух -
Православный, русский дух*!

2007

* Русский дух живет в русской душе. Русская душа это способность сопереживать боль других как свою - это доброта, граничащая с наивностью, это талант и лень, это зависть и бескорыстие, это удаль и размах, это смелость и рабское поклонение, это возвышенность и черствость. Русская душа - это стереотип возвышенного, неоднозначного, нелогичного, чувственного, преобладающе-эмоционального, а нерационального поведения. Поэтому Русский бунт самый бессмысленный и беспощадный.
Русская душа - это способность и потребность человека эмоционально воспринимать, интерпретировать действительность и творить в эмоциональном возбуждении, создающем мощную энергию грандиозных свершений. Например, русские всегда долго запрягают, но быстро едут. И какой же русский не любит быстрой езды? Русские любят чудеса: скатерти самобранки, ковры самолеты, сапоги скороходы и др. Русскому человеку нужна сказка, светлая мечта, большая любовь, подвиги героев, он готов на самопожертвование ради других, даже не очень близких ему народов; ему нужен размах и проявление удали молодецкой без меры и ограничений. Русским ближе творческий хаос, чем строгий порядок. Но из хаоса русские создают необычайные творения – например символ России – храм Василя Блаженного на Красной площади в Москве.